Все новости
Новости
9 Марта 2021, 21:20

Совершенству нет предела…

Халиса Сагитовна Мударисова (Янгирова) удостоилась литературной премии имени Хади Такташа!Эксклюзивное интервью с поэтом, прозаиком, драматургом и просто удивительной женщиной читайте на нашем сайте

Халиса Сагитовна Мударисова (Янгирова) родилась в г.Ишимбай. Корни местные – ее предки в 1859 году переселились из Мензелинского уезда (ныне Актанышский район Республики Татарстан). Росла в деревне Уктеево Иглинского района, среднюю школу окончила в Байгильдино. Училась в БГУ. Работала в Илишевском районе, после возвращения в Нуримановский район трудовую деятельность продолжила директором Сарвинской восьмилетней школы. В 1985 году ее пригласили работать секретарем Нуримановскго районного Совета народных депутатов. С 2000 по 2009 год Халиса Сагитовна возглавляла районный отдел культуры. Она является заслуженным работником культуры Республики Башкортостан, почетным гражданином муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан.
В преддверии Международного женского дня нам представилась редкая возможность побеседовать с поэтом, прозаиком, драматургом и просто удивительной женщиной Халисой Сагитовной Мударисовой (Янгировой).

- Халиса Сагитовна, мы больше знаем о Вас, как о нашей односельчанке. Но многих интересует Ваша творческая деятельность. Хотелось бы поговорить немного об этом.
- Попробую ответить на Ваши вопросы. Правда, я редко даю интервью, особенно о творчестве. Считаю, что творчество, как и деньги, любит тишину. Особенно в процессе создания произведения.

- Ваше первое стихотворение? Или это была все-таки проза?
- В детстве, молодости все или почти все (так было раньше) писали стихи. Первые попытки были, когда я училась в шестом классе. По радио (тогда телевизоры были в редкость) дикторы на башкирском языке красивым мелодичным голосом читали стихи башкирских поэтов. Это здорово повлияло на наши молодые умы и души. Хотелось подражать им. Так родилось первое стихотворение «Уралым» («Мой Урал»), хотя я никогда не видела в то время Уральских гор. Отправила свое произведение в газету «Башкортостан пионеры» («Пионер Башкортостана»). Ответ не заставил себя долго ждать. От работника редакции Шарифа Биккулова получила письмо: «Дорогая Халиса-сылу! Ваше стихотворение еще не созрело для публикации, но не отчаивайтесь, в Вас чувствуется искра таланта. Дерзайте!». Так было еще несколько раз. В то время я училась еще в Уктеевской школе Иглинского района. Потом пришло разочарование. Забросила сочинять.

- Какие события дали толчок к серьезным отношениям с пером?
- Когда продолжила учебу в Байгильдинской школе благодаря талантливым учителям-литераторам в процессе изу чения произведений классиков и проводимых в школе частых встреч с настоящими писателями и поэтами из Союза писателей Республики Башкортостан, у меня появилось стойкое желание заниматься сочинительством. Поэзия была первой. Потом учеба в Башгосуниверситете, где и сложились серьезные отношения с творчеством.

- Какое произведение считаете наиважнейшим в Вашей жизни?
- Когда сочиняешь, кажется, каждое произведение – самое лучшее. Но, к сожалению, через некоторое время, когда оно «остынет», вытаскивая его из-под подушки, перечитываешь, так и хочется бросить его в урну… Опять отложишь в сторонку, опять возвращаешься, начинаешь доделывать, дорабатывать. И так несколько раз. Но все равно остаешься недовольной. Так что, «совершенству нет предела». А по большому счету, не писатель, а читатель должен оценивать твой труд.

- Окружающая действительность или переживания влияют на творчество больше?
- Действительно, тот, кто занимается творчеством, черпает свои темы от окружающей его среды. Если какие-то явления, события трогают струны твоего сердца, волнуют, заставляют переживать, только тогда зарождается что-то путное. С пальца высосанные произведения не задевают душу читателя. Не зря же говорится: «То, что выходит из сердца, входит в сердца!»

– Если нет вдохновения, где Вы его ищете?
- Когда вдохновения нет, писать невозможно! Но трудиться необходимо. Когда у М.Горького случались творческие кризисы, он каждый день заставлял себя садиться за стол и заполнять несколько листов бумаги росписью своей фамилии, лишь бы занять себя работой.
Иногда стихи приходят, когда работаешь в огороде или занята хозяйством. Вдохновение – капризная дама! Порой она, как невидимка: то есть, то нет. Иногда, как рыба: только схватишь – ускользает. Иногда, как мираж: только достигаешь – растает. А иногда, как чудо: накрывает тебя с головы до ног так, что ненароком удивляешься – я ли творец этого чуда? В общем, вот такая штука! Не зря же говорят: «Все от Бога!»

- Недавно Вы удостоились литературной премии имени Хади Такташа. Как Вы относитесь к литературным конкурсам?
- Литературная премия имени Хади Такташа, действительно, престижная. И присуждается она одному поэту в год по жанру «Поэзия» за достигнутые успехи. В 2019 году в Казани у меня вышел сборник стихов под названием «Время не остановить». Меня сочли достойной на выдвижение к этой премии. Соискателями были несколько поэтов. Я очень рада! Это уже твердая оценка моему творчеству, которая в то же время обязывает на напряженный труд. Нужно оправдывать ожидания читателей обеих республик.
Литературные конкурсы тоже нужны. Они могут быть тематические, жанровые и другие. Они меняются. Кстати, первый раз я стала лауреатом в 1973 году в телевизионном конкурсе молодых поэтов, который был организован областным комитетом комсомола и Башкирским телевидением. Была лауреатом журнала «Башкортостан кызы», газеты «Кызыл тан», конкурсов «Песня года», «Хрустальный соловей» в Уфе, за песню «Вакыт» («Время»), в Казани в конкурсе «Золотой Барс», «Сагындым сойгэнемне» («Соскучилась по любимому»), «Тонго урам» («Ночная улица») и другие.
– Вы не только поэт, но и прозаик и драматург. Спектакль в Башгосдрамтеатре по Вашей пьесе «Цена счастья» имеет ошеломительный успех. Расскажите, пожалуйста, немного об этом.
- Меня часто спрашивают: кем я себя чувствую: поэтом, прозаиком, драматургом? Не знаю. Скорее, поэтом, наверное. Насчет прозы: есть темы, которые не могут вместиться в стихотворные рамки. Они напрашиваются на более широкие, эпические формы. Тогда перу необходимо более объемное повествование. Так родились повести «Ставка скачки» («Бэйге хакы»), «Последняя тайна» («Сонгы сер»), «Берег» («Яр»).
В прозе простор огромный, но просит недюжинный труд, терпение, усилий, здоровья.
Стихи, прозу можно написать, но очень трудно создать драматические произведения. Это огромный труд. Это жанр, где совсем другие законы.
В 2012 году ко мне обратились из Башкирского государственного драмтеатра им.М.Гафури с просьбой написать пьесу по мотивам моей повести «Ставка скачки». Так создалась пьеса «Цена счастья», которая шла на сцене 8 лет с большим успехом. Я 10 раз дорабатывала пьесу. Было очень напряженно.
– Как Вы относитесь к критике? Есть ли в Вашей жизни люди, к которым Вы прислушиваетесь? Кто Ваш кумир, пример для подражания среди поэтов, писателей?
- Критика – хорошая вещь. Иначе нет движения вперед. Самое опасное для писателя – самолюбование. Оно притупляет чувство восприятия. Хотя в адрес моего творчества больше было положительных, чем отрицательных оценок, но было…
У каждой творческой личности есть свои кумиры, учителя. Для меня - это Мустай Карим, Назар Наджми, Хасан Туфан, Амирхан Еники, Радиф Гаташ. Из классиков русской, зарубежной литературы - Александр Пушкин, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Ги де Мопассан, Жорж Санд, Уильям Шекспир, Джек Лондон и другие.
С народным поэтом Башкортостана Назаром Наджми мы дружили всю жизнь, переписывались. Последняя наша встреча с ним состоялась за 2 недели до его кончины в его родном «гнезде» - в деревне Миништы в Дюртюлинском районе по дороге в родные края моего мужа – в Илишево. Мы долго беседовали с Назар ага, читали стихи. Когда мы уезжали, он стоял и махал руками, а его белые пушистые волосы разлетались на ветру, как белый парус, навсегда врезавшись в мою память. Он был моим истинным учителем и кумиром. Относился ко мне по-отцовски тепло, высоко ценил мое творчество. Я бережно храню его письма.

– Как Вы относитесь к нынешней молодежи? Велика ли разница между Вашей юностью и юностью сегодняшнего поколения?
- «Молодежь не та, что раньше» – во все времена ворчали старики. Конечно, по нашим меркам, несколько они более активные, более раскованные, более безответственные, мне кажется. Но у каждого поколения свои герои. Я уверена, если наступит ответственный, решающий момент: угроза для страны, родных и близких, малых и немощных, многие будут способны к защите, это, я думаю, заложено в генах каждого нормального человека.
– Как Вы относитесь к деньгам? В чем, по-Вашему, разница между «большими» и «малыми»?
- Деньги, конечно, нужны. Без них трудно жить. Но не всё измеряется деньгами. Как известно, власть и большие деньги портят людей. Чем больше денег, тем меньше становится стыд! Я так считаю. Во всем должна быть мера. Когда мы попадем «туда», там ведь не спросят: «Много ли у тебя было добра?», а спросят: «Много ли ты отдавал людям?»
– Ваши творческие планы?
- Я не очень люблю делиться планами. Как говорится: «Война план покажет!» А вообще, надо писать, писать, писать!
- Какой Вы видите женщину в современном мире?
- Женщина должна быть активной. Благо наше время этому способствует. Необходимо стараться реализовать себя. Но не в ущерб семье. Все же природа создала женщин для продолжения рода, вести факел жизни в будущее, постараться сохранить семейный очаг. Только тогда и дети, и наши мужчины могут быть счастливы. И только тогда будущее обеспечено.
Пользуясь случаем, поздравляю всех женщин района с весной, теплом и солнцем! Пусть хорошее настроение, улыбка не сходит с ваших лиц! Добра вам!
- А мы желаем Вам любви, процветания, творческого развития, новых идей и безграничных возможностей. Пусть Ваша жизнь будет наполнена совершенными идеями, изумительными событиями и интересными встречами. Будьте здоровы, никогда не теряйте вдохновения и почаще радуйте нас волшебством своего непревзойденного мастерства.



Читайте нас: