Все новости
Новости
5 Февраля 2020, 14:51

Зависть, ее суть и как от нее избавиться

Один из наших предшественников сказал: «Поистине, первым грехом стало появление зависти: Иблис позавидовал положению Адама, мир ему, и отказался склониться пред ним до земли, а подтолкнула его к этому зависть».Зависть – это плод злобы. Есть два вида зависти.

Один из наших предшественников сказал: «Поистине, первым грехом стало появление зависти: Иблис позавидовал положению Адама, мир ему, и отказался склониться пред ним до земли, а подтолкнула его к этому зависть».

Зависть – это плод злобы. Есть два вида зависти.
В первом случае человек желает, чтобы другой лишился того, что ему даровано Аллахом, оказавшим этому другому свою милость. Первый вид абсолютно запретен (если нечестивец не использует оказанное ему благо в запретных целях). На запретность зависти указывают многие хадисы. Например, посланник Аллаха с.а.в. сказал: «НЕ порывайте (отношения) друг с другом, не поворачивайтесь друг другу спиной, откажитесь от взаимной ненависти, не завидуйте друг другу и будьте братьями, как велел вам Аллах» (Бухари 6065). Аллаху было угодно отдать предпочтение некоторым своим рабам перед другими. Представьте себе, в какой же грех мы впадем, проявляя отвращение по отношению к благоденствию мусульманина, которое не причиняет тебе никакого вреда? В Коране сказано: «Если достается вам что-нибудь, (это) им неприятно, если же постигает вас несчастье, они радуются этому»(36:120). Такая радость - это есть злорадство, неотделимое от зависти.
Второй вид - это когда человек не хочет, чтобы другой лишился того, что даровано ему Аллахом, а желает себе того же.
Пророк Мухаммад с.а.в. сказал: «Не следует завидовать никому, кроме (обладателей) двух (качеств): человеку, которому Аллах даровал богаство и (возможность) потратить его без остатка должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который судит, основываясь на (этой мудрости), и передает ее (другим)» (Бухари 73). Итак, если речь идет о благом, то допустима зависть. В народе про такую говорят - белая зависть.
Что же является причиной зависти?
- прежде всего, это вражда и ненависть. Конечно, здесь возможна и обратная связь, то есть зависть может привести к вражде и ненависти;
- гордость, когда человеку трудно смириться с превосходством другого;
- любовь к главенству и стремление к высокому положению, когда присутствие равного его огорчает;
- порочность души и ее скупость на благое, когда человек огорчается, услышав о чьих-то благих делах, и радуется, услышав обратное.
Как же избавиться от зависти?
Зависть - это недуг сердца, вылечить можно только знанием и действием, причем будь она в мирской или религиозной жизни.
Когда человек поражен завистью, надо знать, что она причиняет тебе вред в обоих мирах, тогда как человеку, которому завидуешь, она приносит только пользу. В религии ты отдаляешься от праведных рабов и, наоборот, становишься соучастником Иблиса. Потому что, завидуя, ты начинаешь наносить обиду, хулить объект зависти и т.д., тем самым делая ему подарок в Судный день за счет своих добрых деяний.
В мирской же жизни зависть несет вред тебе в том, что заставляет тебя страдать и мучиться из-за того, что Аллах не лишает твоих врагов тех благодеяний, которые Он им оказывает. Ты мучаешься, видя, как они избегают несчастий и т.д.
Поразмыслив над всем этим, поймешь, что становишься врагом самому себе, поскольку занимаешься тем, что в обоих мирах принесет тебе ущерб, а твоему врагу пользу, и он независимо от твоих желаний будет благоденствовать.
Аллах посредством своей непостижимой мудрости предустановил в своих владениях справедливый порядок. Оказывая свое недовольство этому, ты, по сути, отрицаешь единобожие. Подумай о последствиях…
Читайте нас: