Все новости
31 Октября 2022, 19:05

Цель достигнута

Воспоминания о поездке на Большой Иремель

Приезжая в п.Тюлюк, словно попадаешь в затерянный мир – со всех сторон посёлок окружён горными хребтами. Именно отсюда начинает свой путь основная масса туристов. Посередине посёлка протекает одноименная горная река Тюлюк, которая делит поселение практически на две равные части.

Находясь в посёлке, создаётся ощущение, что все проблемы остались где-то далеко и ещё не скоро начнут нам докучать. Свобода – главное, ради чего мы здесь, - становится настолько осязаемой, что сложно откладывать встречу с Иремелем. Скорее бы утро, и вперёд к вершине!

Иремель является второй по высоте вершиной Южного Урала, находится на северо-востоке Белорецкого района и на северо-западе Учалинского района Башкортостана. Гору можно разделить на два основных массива: Большой Иремель с вершиной Кабан (1582,3 м) и Малый Иремель (1449,4 м).

Две вершины разделяет седловинный участок шириной около 1 км и высотой 1200-1250 м. Наибольшая протяжённость, с северо-востока на юго-запад, составляет 12 км. У подножия протекают реки Тыгын, Синяк, Большой Авняр, Карагайка и Тюлюк. Все реки являются притоками реки Белой, которая также берёт своё начало поблизости, возле хребта Аваляк.

В эту поездку у нас была основная цель – подняться на Большой Иремель. Расстояние от посёлка до Иремеля составляет около 15 км. Вся поездка у нас заняла три дня: первый день – дорога из Красной Горки  до п.Тюлюк; второй – восхождение на Большой Иремель; третий – обратный выезд в Красную Горку.

Учитывая, что приехали в посёлок мы, ребята 9 «а» и 10 «н» классов Красногорской школы, около 15:00 часов. Сначала искали и нашли хорошее место около реки для палаток нашей группы, разожгли костер, приготовили ужин, а потом  все оставшееся время мы решили посвятить изучению посёлка и местных достопримечательностей.

Второй день – подъём в 7 утра, завтрак и последние сборы. По одной из версий, гора является сильным энергетическим источником и пускает к себе людей только с чистыми помыслами, поэтому отгоняем ненужные мысли и настраиваемся только на самое лучшее.

Восхождение длится один день, поэтому берём с собой только самое важное. Конечно, питание и вода обязательны. Два раза перекусить просто необходимо. Этот подъём сопровождался временами мелким дождем и ярким солнцем, но, несмотря на это, у всех было хорошее настроение.
Выходим из лагеря в 8 утра, быстро делаем фото на память и направляемся в сторону горных массивов. Вот мы и сделали первые шаги наших 30 километров. В зависимости от физической подготовки туристов, по пути на вершину мы делаем не менее трех остановок, ведь важно не только дойти, но и сохранить силы и хорошее самочувствие, тем более нам ещё предстоит обратный путь. Даже небольшой перерыв на 5 минут уже ободряет и даёт силы для нового рывка.

Первую остановку делаем на посту инспекторов природного парка Иремель. Здесь группа получает пропуск, отмечает свой маршрут и примерное время возвращения.

Покинув пост, мы попадаем в самый настоящий таёжный лес, с елями, пихтами и горными реками! Подъём на Иремель уникален тем, что за один день удаётся пройти сразу четыре высотных пояса, и для каждого будет своя, неповторимая растительность. На высоте 700-1000 метров растут реликтовые ельники, пережившие всемирное оледенение. С природой, а именно с растительным миром горы Большой Иремель нас познакомил Данил Миниахметович Куланчин, учитель биологии нашей школы, которому выражаем огромную благодарность за такой великолепный и организованный поход.

С каждым шагом подъём ощущается более явно, постепенно мы входим в подгольцовый пояс, густой лес сменяется редколесьем. Вот только теперь видно, как уже высоко мы поднялись, а ведь прошли мы только половину пути! Вдали из дымки появляется вершина Большого Иремеля.
Постепенно мы выходим из редколесья и попадаем в горную тундру. Здесь уже мы видим карликовые березы и стланиковые сосны. Иногда встречаются северные ягоды. На этой высоте перед нами расстилается плато, по своим характеристикам схожее с альпийскими лугами. Одинаковый климат оказывает свой отпечаток на природу, несмотря на далёкое расстояние между Иремелем и Альпами. Здесь, наслаждаясь простором, мы делаем последний привал перед восхождением. Высота, на которой мы находимся, около 1200-1300 м. Начинает преобладать холодный, континентальный климат. Даже в самый разгар лета, отправляясь на Иремель, нужно готовить теплые вещи и термобельё, ведь погода может быстро ухудшиться.

Теперь перед нами самый ответственный момент – подъём на вершину. Несмотря на то, что конечная часть Иремеля со стороны напоминает купол, по своей структуре вершина представляет настоящую «Столовую гору», т.е. вершину с плоской горизонтальной верхней частью. Склон вершины усыпан крупными камнями, именно по ним и приходится подниматься, аккуратно выбирая устойчивые камни. Склон подъёма не требует специального альпинистского снаряжения и навыков, что позволяет подниматься на гору не только взрослым, но и детям (конечно, в разумных пределах).

Когда нам оставалось до вершины 150-200 метров ветер усилился, но дождя не было. И мы смогли увидеть просторы, ради которых проделали весь путь. В хорошую, ясную погоду с Большого Иремеля открывается прекрасный вид на горы Южного Урала, в том числе и на высочайшую вершину Южного Урала – Ямантау (1640 м)!

Уже через 30 минут нашего пребывания на вершине мы начали замерзать, поэтому приняли решение начать обратный путь. Изначально мы планировали провести на вершине не менее 2 часов. С лёгкой досадой мы повернули обратно, где нас ожидал спуск сквозь высотные пояса и возвращение в таёжный лес.

Следует отметить, что, несмотря на непростой подъем, мы достигли главного – поднялись на Большой Иремель! Ни усталость, ни страх не смогли помешать в достижении нашей цели!

Подъём на гору занял у нас около 5 часов, а обратно в посёлок мы вернулись к 18:00. Впереди нас ждал отдых, общение с группой. Вместе мы приготовили вкусный ужин, а разговоры и желание поделиться впечатлениями о походе не утихали до самой ночи. Отдельно хочется выделить наших мальчиков, которые в течение всего похода обеспечивали группу дровами, и всю группу за стойкость!

Автор:Г.Бадретдинова, учитель башкирского языка и литературы.